- Главная
- Специальная оценка условий труда
Единицы измерения шума
Причиняющий нам беспокойство шум является, по сути, беспорядочным сочетанием всего комплекса окружающих нас звуков различного происхождения. Хаотичное наложение акустических раздражителей разной силы и тональности зачастую оказывает на человека неблагоприятное влияние.
Воздействие шума на водителя
Работа водителя почти всегда проходит в шумной обстановке. Длительное воздействие на него шума вызывает утомление и даже головную боль. Под действием шумовых вибраций ощутимо снижается внимание, ухудшается восприятие обстановки, замедляются реакции. Из-за этого пропадает координация движений, нарушается функция вестибулярного аппарата.
Влияние шума воспринимается каждым человеком по-своему. В любой ситуации имеет значение настроение субъекта, состояние его здоровья и конкретная окружающая обстановка.
Измерение характеристик звука
Чтобы измерить шум, недостаточно знать лишь уровень громкости звука и частоту колебаний . Единицей силы звука называется децибел (дБ). Эта величина складывается из показателей интенсивности и звукового давления. Интенсивность звука в данной точке пространства можно замерять как поток энергии, падающей на единицу площади (Вт/м2).
Количество заключенной в звуке энергии различно. Интенсивность шепота составляет всего 10–20 дБ, а разговорной речи — 50–60 дБ. Шум, производимый двигателем легкового автомобиля, достигает 80 дБ, грузового — 90 дБ. Звучание музыкального оркестра оценивается в 110–120 дБ. Наибольший шум на расстоянии 25 м производит реактивный самолет при взлете— 140 дБ. Утомляющее действие звука тем больше, чем выше его частота. Звуки с частотой колебаний 2000–4000 Гц начинают утомлять при мощности 80 дБ, поскольку их отрицательное воздействие интенсивнее, чем у низкочастотных звуков.
Уровень шума на водительском месте считается допустимым до 75 дБ при частоте 1000 Гц.
Измерительные приборы
Прибором для измерения уровня звука является шумомер. По сути он представляет собой микрофон с подключенным к нему вольтметром. Величина уровня звукового давления отображается посредством индикатора, отградуированного в децибелах.
Теоретически, шумомер должен регистрировать звуки в том же частотном диапазоне, который воспринимает человек, т. е. от 30 Гц до 18 кГц. Но чувствительность нашего слуха не одинакова для различных частот, поэтому измерение звуковых уровней при помощи шумомера производится с использованием коррекций соответствующими электрическими фильтрами.
Для оценки характеристик шума на рабочих местах используется коррекция по шкале А. Корректированный таким образом уровень шума называется акустическим уровнем и обозначается единицей измерения дБА.
Хотя водителя недопустимо полностью изолировать от проникающих в салон звуков, исследование причин и уровня шума необходимо для его улучшения его самочувствия и работоспособности.
Воздействие шума на водителя
Работа водителя почти всегда проходит в шумной обстановке. Длительное воздействие на него шума вызывает утомление и даже головную боль. Под действием шумовых вибраций ощутимо снижается внимание, ухудшается восприятие обстановки, замедляются реакции. Из-за этого пропадает координация движений, нарушается функция вестибулярного аппарата.
Влияние шума воспринимается каждым человеком по-своему. В любой ситуации имеет значение настроение субъекта, состояние его здоровья и конкретная окружающая обстановка.
Измерение характеристик звука
Чтобы измерить шум, недостаточно знать лишь уровень громкости звука и частоту колебаний . Единицей силы звука называется децибел (дБ). Эта величина складывается из показателей интенсивности и звукового давления. Интенсивность звука в данной точке пространства можно замерять как поток энергии, падающей на единицу площади (Вт/м2).
Количество заключенной в звуке энергии различно. Интенсивность шепота составляет всего 10–20 дБ, а разговорной речи — 50–60 дБ. Шум, производимый двигателем легкового автомобиля, достигает 80 дБ, грузового — 90 дБ. Звучание музыкального оркестра оценивается в 110–120 дБ. Наибольший шум на расстоянии 25 м производит реактивный самолет при взлете— 140 дБ. Утомляющее действие звука тем больше, чем выше его частота. Звуки с частотой колебаний 2000–4000 Гц начинают утомлять при мощности 80 дБ, поскольку их отрицательное воздействие интенсивнее, чем у низкочастотных звуков.
Уровень шума на водительском месте считается допустимым до 75 дБ при частоте 1000 Гц.
Измерительные приборы
Прибором для измерения уровня звука является шумомер. По сути он представляет собой микрофон с подключенным к нему вольтметром. Величина уровня звукового давления отображается посредством индикатора, отградуированного в децибелах.
Теоретически, шумомер должен регистрировать звуки в том же частотном диапазоне, который воспринимает человек, т. е. от 30 Гц до 18 кГц. Но чувствительность нашего слуха не одинакова для различных частот, поэтому измерение звуковых уровней при помощи шумомера производится с использованием коррекций соответствующими электрическими фильтрами.
Для оценки характеристик шума на рабочих местах используется коррекция по шкале А. Корректированный таким образом уровень шума называется акустическим уровнем и обозначается единицей измерения дБА.
Хотя водителя недопустимо полностью изолировать от проникающих в салон звуков, исследование причин и уровня шума необходимо для его улучшения его самочувствия и работоспособности.
Нужна консультация?
Подробно расскажем о сроках и стоимости услуг
Задать вопрос
Требуется помощь с подбором нужной программы обучения? Наши специалисты готовы Вас проконсультировать!
|
Получить бесплатную консультацию
|